Доставка последней мили. Логистика последней мили – FM Logistic

Международные авиаперевозки

Китай, Корея, ЮВА, ОАЭ, Турция

Узнать больше
Инновации
Инновации

Логистика последней мили — не только проблема транспорта

Последняя миля любой доставки всегда была самой сложной частью всей логистической цепочки поставок.…

19 октября, 2020

Данный этап является заключительным звеном логистической цепочки. Он предусматривает доставку груза до конечного получателя. Для сегмента В2С это транспортировка сырья и материалов непосредственно на производство, а также развоз готовой продукции по объектам розничной торговли. Для категории В2В это развоз заказов по автоматизированным почтовым станциям (постаматам), пунктам выдачи, а также курьерскими службами до двери адресата. Качество данной услуги особенно актуально при продаже товаров интернет-магазинами, а также через известные маркетплейсы Amazon, AliExpress, eBay и др.

От последней мили во многом зависит, получит ли покупатель свой заказ вовремя, будет ли выкуплен товар, сохранит ли поставщик своих клиентов, а также деловую репутацию. Сбои на последнем этапе способны обесценить весь процесс транспортировки, даже если до этого он был выполнен безупречно.

Основные этапы

Логистика последней мили начинается после того, как конечные получатели разместят заказы на приобретение товара. Они могут это делать по телефону, через маркетплейсы, физические или интернет-магазины, на сайтах производителей и дистрибьютеров. Дальнейшие этапы:

  • Обработка заказов. Этим может заниматься продавец, дистрибьютор или другой участник логистической цепи. На данном этапе товар выбирается со склада, проверяется его соответствие заданным параметрам, качество и невредимость упаковки. Осуществляется комплектование заказа (например, если приобретается несколько товарных позиций). Покупки могут укладываться в одну или несколько коробок, в зависимости от массы и размера.
  • Проработка маршрута на последнюю милю. Учитываются адреса получателей, интенсивность дорожного трафика (включая вероятность и частоту пробок), погодные условия, время суток, состояние дорог и другие факторы.
  • Подбор оптимального транспорта. Классический вариант — использование традиционных фургонов и грузовиков. В современной логистике используются также велосипеды и скутеры, что позволяет обойти проблему дорожных пробок. Для обслуживания труднодоступных мест могут применяться беспилотные летательные аппараты (дроны). Если речь идет об автомобильном транспорте, стоит обратить внимание на машины с гибридными и электрическими двигателями, для которых не требуется дорогостоящее топливо. При этом нужно учесть наличие соответствующей инфраструктуры.
  • Доставка. Водитель получает грузы в распределительном центре, на складе или в ином логистическом подразделении. Он последовательно развозит заказы по маршруту последней мили, отдавая их под роспись или иное подтверждение получения. Клиенты могут отслеживать перемещение своих покупок через интернет — для этого транспортные средства оснащаются GPS- или ГЛОНАСС-навигацией.

По окончании развоза водитель возвращается на склад (в распределительный центр), чтобы сдать документы, оформить отчет и вернуть заказы, которые по тем или иным причинам не были вручены покупателям.

Типичные сложности

Часто доставка срывается или задерживается по причине неверно указанного адреса. Водитель теряет время, перестраивает маршрут, другие заказчики получают посылки после назначенного времени. Прочие распространенные сложности:

  • Дорожные пробки. Проблема актуальна для мегаполисов и среднеразмерных населенных пунктов. Ситуация значительно осложняется в предпраздничные дни.
  • Сложные погодные условия. Проливные дожди, метели, гололед, град, ураган и наводнения способны парализовать ситуацию на дорогах. Сильный боковой ветер опасен для фургонов по причине повышенной парусности кузова.
  • Лимиты времени для последней мили. Водители должны доставить заказы в предельно сжатые сроки. Вероятность непредвиденных обстоятельств часто не предусматривается, и малейшая задержка (например, из-за тех же дорожных пробок) фактически становится форс-мажором.

Бывают ситуации, когда в назначенное время заказчика нет по указанному адресу. Фактически водитель совершает бесполезный рейс, иногда приходится возвращаться в то же место повторно.

Решение проблем последней мили

Планирование доставки избавляет от многих сложностей, позволяет справляться с непредвиденными и форс-мажорными обстоятельствами. Но для этого важно, чтобы конечные покупатели при оформлении заказа указывали желаемое время его получения. Необходимо предоставить им возможность отслеживания покупки в онлайн-режиме через сайт или мобильное приложение. Это позволит планировать свои дела таким образом, чтобы к приезду курьера быть на месте.

Проблема с отсутствием заказчиков дома может решиться путем предоставления водителю или курьеру доступа через смарт-замок. При этом хозяин следит за доставкой через систему видеонаблюдения, которая подключена к интернету.

Хорошим вариантом является сотрудничество с водителями, которые занимаются развозом товара в свободное или удобное время — например, по пути на работу или по окончании рабочего дня. Их услуги обойдутся дешевле по сравнению со штатными работниками.

Был ли этот контент интересным, полезным?