Какие риски несет в себе переход на обязательный электронный документооборот в грузовых перевозках?
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, проанализировал для Trans.ru двойственную…
19 января, 2026

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, проанализировал для Trans.ru двойственную…
19 января, 2026
Следующий год обещает стать переломным для логистической отрасли России. Во-первых, уже в феврале станет обязательным применение электронных навигационных пломб при перевозках определенных грузов на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во-вторых, с 1-го марта вводится реестр экспедиторов, в котором должны будут зарегистрироваться все компании и ИП, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги. Но главное — с 1-го сентября произойдет обязательный переход на электронный документооборот. Причем электронный формат предусматривается для широкого перечня перевозочных документов, используемых на различных видах транспорта. Мы спросили у представителей логистической отрасли, как они оценивают предстоящую цифровую трансформацию и, в частности, какие риски видят во внедрении обязательных электронных документов…
Напомним: в июне этого года в России был принят закон, в соответствии с которым с 1-го сентября 2026-го года сразу несколько видов перевозочных документов, а также все виды экспедиторских документов переводятся в обязательный электронный формат.
Так, в частности, при перевозках грузов железнодорожным транспортом обязательной к оформлению в электронном виде станет транспортная железнодорожная накладная, авиационным — грузовая накладная, автомобильным — транспортная накладная и заявка.
Таким образом, только морской и речной транспорт пока будут избавлены от цифровой трансформации.
Ведение электронного документооборота будет осуществляться через запущенную еще в сентябре 2022-го года Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
А это значит, что каждый участник грузоперевозки должен будет заключить соглашение с оператором электронного документооборота и приобрести его программное обеспечение для оформления электронных документов в нужном формате.
В целом, все опрошенные нами представители логистической отрасли сходятся в том, что главным преимуществом электронного документооборота станет «обеление» рынка грузовых перевозок, что позволит оздоровить конкуренцию и, наконец-то, урегулировать тарифную политику, особенно в автомобильных перевозках.
«Цифровизация в транспортной отрасли прежде всего уравнивает условия для участников рынка и способствует «обелению» перевозок. Это делает конкурентную среду более прозрачной и предсказуемой», — отмечает директор по развитию YM Trans Group Иван Грошев.
Кроме того, переход на электронный формат повысит прозрачность, скорость и надежность обмена документами и снизит риск ошибок, считает руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд» Кирилл Лахин.
«Полагаясь на наш опыт, могу сказать, что электронный документооборот оптимизирует время и количество ошибок в коммуникации с агентами и клиентами», — рассказывает он.
Одновременно благодаря цифровизации сократятся расходы компаний на ведение документооборота и ускорится оплата оказанных услуг, добавляет генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.
«Внедрение в 2026-м году реестра экспедиторов и ГИС ЭПД в принципе является ключевым элементом цифровой трансформации отрасли. Эта система призвана унифицировать и сделать полностью прозрачным обмен данными между всеми участниками процесса перевозки грузов», — подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
Он тоже отмечает, что переход на электронный формат сократит время на получение, обработку, пересылку и подписание документов (что ускорит получение платы за перевозку) и позволит компаниям сэкономить за счет минимизации расходов на печать, хранение и доставку документов.
Система обеспечит полный и оперативный доступ контролирующих органов (ФНС и Ространснадзор) к данным о перевозках, способствуя «обелению» рынка, и упростит взаимодействие между различными компаниями и видами транспорта, подытоживает Эдуард Миронов.
Правда, он, как и другие опрошенные нами представители отрасли, видит и определенные риски во внедрении электронного документооборота.
Во-первых, для небольших перевозчиков стоимость подключения к операторам электронного документооборота, покупки необходимого программного обеспечения, корректировки внутренних процессов и обучения персонала может оказаться довольно существенной, перечисляет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
Во-вторых, ошибки при оформлении электронных документов или технические сбои в системе (например, отключение мобильного интернета на месте загрузки/выгрузки) могут приводить к простоям транспорта и значительным штрафам для перевозчиков.
«Участники рынка в принципе становятся зависимыми от стабильности работы и тарифов коммерческих операторов, обеспечивающих взаимодействие как с государственной системой, так и между собой», — подчеркивает Эдуард Миронов.
При этом на начальных этапах могут возникнуть сложности с бесшовным обменом данными между различными операторами электронного документооборота, а с ростом объемов передаваемых данных возрастают и риски кибератак, добавляет он.
Поэтому крайне важно, особенно на первом этапе внедрения обязательного электронного документооборота, обеспечить через профильные сообщества взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с представителями бизнеса всех уровней, считает представитель FM Logistic в России.
В свою очередь, Санджар Ашуралиев замечает, что на данный момент нет четкой и понятной схемы работы и оформления электронных документов при выполнении перевозок с участием экспедиторской компании, хотя это значительная доля всех осуществляемых перевозок.
Кроме того, из-за того что нет единого поставщика услуг по отправке/получению/подписанию электронных перевозочных документов, для приема и сдачи груза необходимо использовать разное программное обеспечение, в том числе самим водителям, указывает он.
«В нынешних реалиях нет и уверенности в стабильной работе мобильного интернета. Сбои могут привести к существенным задержкам транспортных средств из-за невозможности документально принять или сдать груз», — продолжает генеральный директор транспортной компании Delko.
Как следствие, он тоже считает, что самое главное сейчас — это подготовить полноценный действующий механизм и дать всем участникам рынка понятный алгоритм перехода на новые сервисы.
Одним из стратегических преимуществ станет повышение операционной эффективности, которое так необходимо в период низких ставок, считает Эдуард Миронов. «Автоматизация процессов — от проверки транспортных партнеров и планирования маршрутов до оформления документов — позволяет сократить издержки, минимизировать человеческий фактор и ускорить доставку грузов», — поясняет он.
В свою очередь, цифровые платформы обеспечивают более эффективную загрузку транспорта, снижая долю порожних пробегов и повышая рентабельность каждого рейса, а технологии отслеживания в реальном времени (GPS/ГЛОНАСС) и электронный документооборот делают цепочку поставок видимой для всех участников, повышая уровень доверия и безопасности, добавляет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
«В конечном счете цифровизация ведет к созданию более конкурентоспособного и устойчивого бизнеса, способного гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры», — заключает Эдуард Миронов.
Источник: TRANS.RU