Цепь поставок — это система организации движения товаров от производителя к потребителю. Она включает в себя все виды деятельности, направленные на перемещение грузов к конечному покупателю: производство, хранение, транспортировку, обработку заказов, доставку и возврат. Цепи поставок могут быть локальными (в рамках одной фирмы) или глобальными (в процессе участвуют несколько компаний).
Как правило, чем длиннее путь товара от производителя к потребителю, тем выше издержки для последнего. Следовательно, цепь поставок следует максимально оптимизировать, сокращая количество лишних элементов в ней. При этом необходимо сохранить некоторую гибкость системы, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться к изменениям рынка.
Для чего это нужно?
Оптимизация цепей поставок необходима любой компании для улучшения собственного положения на рынке. Чем меньшее количество посредников будет задействовано в процессе, тем выше конечная маржинальность и конкурентоспособность товара.
Оптимизация решает одновременно несколько задач:
- Увеличивает производительность всех участников. При неоптимальных логистических цепочках каждое звено теряет эффективность из-за сложной координации действий. Упрощение этой системы облегчает контроль и повышает производительность.
- Уменьшает транспортные и складские издержки. Товар, получаемый покупателем с помощью оптимальной логистической цепочки, меньше задерживается на складах и в дороге.
- Стабилизирует сроки поставок. Если в цепи большое количество звеньев, вероятность выхода всей системы из строя велика. При использовании оптимизированной логистики компании реже сталкиваются с просрочками и отменами поставок.
- Предотвращает избыток или недостаток товарного запаса. В оптимизированной цепочке поставок легко поддерживать прямую связь между производителем и потребителем. Поэтому увеличить заказ или приостановить его доставку гораздо проще, чем при запутанной логистике.
- Упрощает адаптацию к меняющимся условиям. Поскольку между производителем и потребителем товара поддерживается прямая связь, реагировать на флуктуации рынка становится проще.
Этапы управления цепочками поставок
Первый этап: разработка стратегии
На первой стадии специалисты анализируют текущий путь товара, исследуют альтернативные варианты, делают прогнозы. Далее определяют цели оптимизации. Как правило, к ним относят:
- уменьшение издержек;
- повышение прибыли;
- изменение продуктовой линейки;
- улучшение отношений с производителями товаров;
- повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов.
Второй этап: планирование
В отличие от первого этапа оптимизации, на втором не просто задают цели, а занимаются разработкой четкого плана нововведений. Его составляют на основе экономических прогнозов и информации, полученной в результате анализа старых логистических цепей.
На втором этапе совместно с руководством компании-клиента разрабатывается система оценки эффективности. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем определять, насколько удачным было принятое решение.
Если для оптимизации цепочек поставок понадобятся дополнительные ресурсы, их ищут именно во время выполнения этого шага. Компании могут понадобиться новые специалисты, техника, бухгалтерские и складские программы, ПО для прогнозирования спроса и т. д.
Третий этап: реализация
В ходе этого этапа внедряют в жизнь те решения, которые были приняты при планировании. Для начала проводят анализ текущих участников цепи и выявляют посредников, от услуг которых можно отказаться.
Если имеющуюся систему оптимизировать по объективным причинам невозможно (например, компания корректирует политику продаж или полностью меняет линейку товаров), проводят реинжиниринг. Это процесс, в ходе которого логистику выстраивают заново, привлекая партнеров, проявивших себя с лучшей стороны в прошлом. Далее в цепочку интегрируют новых участников.
Пока система полностью не оформилась, специалисты осуществляют над ней контроль. Для этого отслеживают уровень спроса и предложения, анализируют графики поставок. В случае обнаружения неэффективных элементов, в работу вносятся коррективы. Такой цикл повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты заданные цели.